Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
24.07.2022

Почему Л. Н. Толстой не любил У. Шекспира?

Известный русский писатель Л. Н. Толстой считается блестящим мастером слова. Его произведения входят в золотой фонд русской и мировой литературы. Несмотря на всеобщее признание и славу талантливого автора, Толстой по натуре оставался человеком критичным и желчным. Он смело критиковал русских писателей, в том числе, – своих современников, и при этом не стеснялся в выражениях. Он называл произведения А. С. Пушкина, И. С. Тургенева и А. П. Чехова «скучными и дрянными»; причем свое нелестное мнение о пьесах Антона Павловича он высказал прямо в лицо последнему. В этом разговоре он поставил его произведения ниже пьес Шекспира, которые не мог терпеть.

Причиной хронической неприязни графа к творчеству прославленного драматурга, скорее всего, было кипение страстей, которыми фонтанируют все его персонажи – как главные, так и второстепенные. По мнению многих литературоведов, герои Шекспира – это ходячие архетипы, которые ожили под пером мастера. Разумеется, они ничему не поучали ни зрителей, ни читателей, а просто жили в полную силу – в отличие от персонажей Толстого, которые являются воплощенными примерами правильного (нравственного) и неправильного (безнравственного) поведения.

Лев Николаевич вел настоящую войну с наследием Шекспира, так как считал, что его произведения (которые с огромным успехом ставились в театрах по всему миру, в том числе, – в России) наносят большой вред всему человечеству своей «пошлостью, грубостью и бессмысленностью» (такими нелестными эпитетами Толстой охарактеризовал «Гамлета»). Больше всего русского писателя возмущали неизбежные трагические концовки в шекспировских драмах. Действительно, трагедии Шекспира сродни с коллапсом, однако этот литературный прием имеет свое объяснение. Знаменитый англичанин писал для театра, творчески обрабатывая сюжеты из древней и средневековой истории, которая была полна войн, предательств и кровопролития. Душераздирающие развязки его пьес являются естественным следствием драматичного сюжета, в котором герои буквально сгорают в горниле собственных темных страстей.

  Старания Толстого по дискредитации творчества Шекспира прошли почти незамеченными. Шекспировские пьесы остались в театральных репертуарах и по-прежнему пользовались благосклонным вниманием зрителей, читателей, критиков и писателей.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского