Блог издательства


К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью

Причины падения популярности бардовской песни

Бардовская песня – феномен советской культуры, который оказал огромное влияние на духовное развитие общества 1960-1980-х годов.

Читать полностью

Повести об ордынском иге на Руси

В 13 веке Русь подверглась нападению монголо-татарских войск, в результате чего до 15 столетия русские княжества оказались под властью Орды.

Читать полностью

Максим Юлин: «Родиной землю другую я б не назвал никогда»

Представляем интервью с нашим автором Максимом Юлиным.

Читать полностью

Греческий роман 2-1 веков до н.э.: Лонг, Гелиодор

Греческий роман 2-1 веков до н.э. сформировался в условиях упадка античного мира. Его главной особенностью был разрыв с мифологией…

Читать полностью
Другие новости издательства
03.07.2020

Последовательное безумие женитьбы Фигаро

Пьеса известного французского драматурга П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» – пожалуй, одна из самых веселых и остроумных комедий мировой литературы. Несмотря на явный социально-политический пафос (в произведении недвусмысленно высмеиваются дворяне и восхваляются ловкость, ум и предприимчивость третьего сословия в лице бывшего севильского цирюльника Фигаро), история головокружительной свадьбы главного героя на очаровательной девушке Сюзанне до сих пор развлекает не только читателей, но и меломанов – любителей известной оперы В.А. Моцарта.

В основе пьесы – очень мощная и запутанная любовная, авантюрная и родственная интрига, способная свести с ума читателя, – недаром в названии произведения фигурирует красноречивый эпитет «безумный». Однако при вдумчивом прочтении в произведении Бомарше можно без труда обнаружить последовательную систему переодеваний, нелепых ошибок и внезапных разоблачений. При видимой запутанности сюжета сама композиция сохраняет удивительную стройность и четкую взаимосвязь завязки, развития действия, кульминации и развязки. Это объясняется тем, что пьеса была написана, опубликована и разыграна в 1770-1780-х гг., то есть во время расцвета просвещенного рационализма – идеологии, которая основывалась на уме и логике.

Например, при прочтении пьесы можно легко заметить, что переодевания героев одного в другого под покровом ночи носят зеркальный характер: чтобы проучить надменного графа, Сюзанна наряжается графиней, а сама графиня одевается в костюм своей служанки. Затем обе параллельно разыгрывают мужчин: графиня – своего мужа (который вздумал приударить за служанкой), а Сюзанна – Фигаро, который необоснованно заподозрил свою невесту в измене.

А до этого довольно рационального фарса читатель мог с удовольствием наблюдать за судебным разбирательством между Фигаро и некой пожилой дамой Марселиной (неожиданно оказавшейся его матерью), которая была одержима идеей женить его на себе под предлогом невыплаты денежного долга. Разбирая текст долгового документа, герои на полном серьезе спорят о том, какой союз стоит в роковой фразе обязательства – «и» или «или»? И читателю остается лишь удивляться, что судьба Фигаро зависит от такого «пустяка».

А между тем подобный сценарный ход был вполне в духе времени Бомарше, когда дотошное изучение подобных «мелочей» действительно имело принципиальное значение для жизни людей незнатного происхождения. И таких условных нелепостей в пьесе немало, и каждая из них – это продукт рационального 18 века с его чрезмерной логикой, неумеренной дотошностью к деталям и едкой критикой социального устройства общества.   

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского