Блог издательства


«Горит, горит звезда моих полей»: очарование лирики Н. Рубцова

Николай Рубцов – один из лучших советских поэтов, автор замечательных лирических стихотворений, посвященных Родине: ее людям и красоте природы.

Читать полностью

Самые драматичные дуэли в русской классической литературе 19 века

Евгений Онегин и Владимир Ленский. Это, пожалуй, самая сильная и драматичная дуэль в русской литературе 19 века…

Читать полностью

Три английские сестры: о Джен Эйр и ее кузинах

«Джен Эйр» – известный роман английской писательницы Шарлотты Бронте, который по праву входит в золотой фонд мировой классики.

Читать полностью

«Видение розы» в литературе и балете: опыт сравнения

Стихотворение Т. Готье «Видение розы» – короткое, но очень красочное, нежное и романтичное. В нем поэт создал образ-видение цветка, который видит девушка в своих грезах после первого бала.

Читать полностью

Наполеоновское нашествие в романе «Сожженная Москва»

«Сожженная Москва» – роман писателя 19 века Г. П. Данилевского о нашествии Наполеона в Россию в 1812 году. Григорий Петрович писал эту книгу явно под влиянием эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…

Читать полностью
Другие новости издательства
16.01.2023

Предчувствие войны: о романе И. Эренбурга «Падение Парижа»

Известный писатель и публицист Илья Эренбург хорошо знал Францию: он жил в Париже, знал всю подноготную его политической, социальной, экономической и культурной жизни, а главное, – он очень любил все французское и умел донести до читателя шарм просвещенной столицы Европы. Поэтому оккупацию Парижа фашистами в 1940 году он воспринял как личную драму. В то время как в Советском Союзе тема возможной войны с Германией находилась под запретом (из-за союзнического пакта Молотова-Риббентропа), Эренбург, находясь во Франции, ясно видел ее неизбежность.

Вернувшись в СССР, Эренбург сразу приступил к работе над большим романом из трех частей – «Падение Парижа». Из-за опасения цензурного запрета на публикацию рукописи он сочинял свое новое произведение по частям. Писатель работал с большим вдохновением и болью. По воспоминаниям его знакомых, насмотревшись на ужасы фашистской оккупации Франции, Эренбург был в отчаянии. И свои страхи за будущее Родины и Европы он выплеснул на страницах романа.

«Падение Парижа» – это художественная хроника жизни столицы перед захватом ее немцами и во время оккупации. Произведение отличают четкость, лаконичность, выразительность и, конечно, – правдивость, которая подкупает с первых страниц. Писатели и критики сразу высоко оценили произведение Эренбурга. Они отдали должное его любви к деталям и жизненной правде, которой так не хватало в официальной культуре. Вместе с тем некоторые коллеги Эренбурга посетовали, что героям романа не хватило психологической глубины, а сюжету – той философской неторопливости, которая отличает произведения классиков 19 века. Вместе с тем, и писатели, и критики признали, что Эренбург блестяще запечатлел на страницах романа сцены предвоенной Франции и оккупированного Парижа. Благодаря таланту публициста и меткости художника Эренбург создал живописное и трагическое полотно жизни французов в 1940 году. Пройдет всего полтора года, и переживания жителей Парижа благодаря роману Эренбурга найдут отклик в сердцах миллионов советских читателей.

 Впрочем, несмотря на цензурные ограничения, роман все же выходил в печать с 1940 года. Публикация третьей части, посвященной больным политическим вопросам, состоялась во многом благодаря благосклонному интересу к роману товарища Сталина, который – как все мыслящие люди того времени – знал о неизбежности войны с Германией.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского