Блог издательства


Историзм романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»

«Князь Серебряный» – известный роман очень талантливого писателя 19 века Алексея Константиновича Толстого. Автор живо интересовался временем правления Ивана Грозного и личностью этого царя…

Читать полностью

Образ сестры Ф.М. Достоевского в романе «Бедные люди»

«Бедные люди» – первый известный роман Ф.М. Достоевского, который принес ему литературную славу.

Читать полностью

Писатель-странник в фильме А. Тарковского «Ностальгия»

«Ностальгия» – пожалуй, самый недооцененный у массового зрителя фильм известного советского режиссера Андрея Тарковского.

Читать полностью

Телеспектакль «Страницы журнала Печорина»: плюсы и минусы

В 1975 году известный и очень талантливый советский режиссер Анатолий Эфрос снял телеспектакль по одной из частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – «Княжна Мери».

Читать полностью

Метод «Пиши, сокращай» в фильме «Гений»

«Гений» – не самый удачный фильм в творчестве известных британских актеров Джуда Лоу и Колина Ферта. Но он просто обязателен к просмотру всем начинающим (и не только) писателям.

Читать полностью
Другие новости издательства
21.03.2023

Причины спора вокруг фильма «Дворянское гнездо» (1969 г.)

Этот фильм – экранизация известного одноимённого романа И. С. Тургенева, осуществлённая режиссером Андреем Кончаловским. Лента сразу вызвала бурную дискуссию среди кинокритиков. Картину много ругали, и лишь немногие знатоки самого важного из искусств положительно оценили творение мэтра. Главная претензия к фильму – кричащий эстетизм в ущерб интересной истории. В этих претензиях есть доля правды: Кончаловский сделал ставку на изображение деталей помещичьего быта дореволюционной России и, похоже, слишком увлекся. Так что зритель при просмотре экранизации как будто совершает экскурсию по музею старины, но слабо чувствует отношения героев, о которых так тонко, лирично и поэтично повествует Тургенев.

Критики обвиняли режиссера в отходе от романа и попытке осовременить сюжет, который знаком каждому школьнику. В принципе, в этом нет ничего плохого – проблема только в том, что режиссер не сумел оживить любовную линию персонажей, так как все его внимание было поглощено визуалом. Многие киноведы в один голос отметили, что действующие лица картины стали довеском к очень стильным, почти театральным декорациям.  Впрочем, если бы фильм получился провальным, то вряд ли б он удостоился такого внимания. Кончаловский – талантливый режиссер и не снимает плохого кино. Он никогда не ошибается с выбором актеров, и «Дворянское гнездо» не стало исключением.

Его главное украшение – молодая Ирина Купченко в роли Лизы Калитиной. Пожалуй, это одна из лучших ролей в фильмографии этой замечательной актрисы. Трудно представить на месте тургеневской девушки кого-нибудь другого. Леонид Кулагин в роли Лаврецкого тоже удивительно хорош, харизматичен и убедителен. Но к сожалению, между героями не получилось химии. Оба хороши сами по себе, но дуэт не состоялся.

Кончаловский снимал свой фильм с большим энтузиазмом, и это чувствуется буквально в каждом кадре. Режиссер явно пытался романтизировать дореволюционную Россию – ту, «которую мы потеряли». Возможно, поэтому его картина получилась глубоко символичной и эстетичной, с роскошными пейзажами, которые тонко передают настроение широкой, загадочной русской души. Этот подход стал объектом критики киноведов, которые ожидали увидеть раскрытие характеров героев и их поступков. Хотя фильм Кончаловского не оправдал ожиданий, все же он является заметным явлением в отечественном кинематографе.  

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского