Блог издательства


Интервью с нашим автором

Сегодня мы задали вопросы писателю Ивану Леденцову, автору книги «Наши Души».

Читать полностью

«Не быть»!»: каких произведений не хватает в школьной программе по литературе?

В последние годы все чаще встает вопрос об обновлении школьной программы по литературе.

Читать полностью

«Графиня де Монсоро» (1971 г.) vs «Графиня де Монсоро» (1997 г.): какая лучше?

Роман «Графиня де Монсоро» А. Дюма-отца входит в книжную трилогию о борьбе Генриха Наваррского за французский престол.

Читать полностью

«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: плюсы и минусы

Этот фильм, снятый в далеком 1968 году, до сих пор считается эталонной экранизацией «самой печальной повести на свете».

Читать полностью

К чему приводит сокращение классики в школе?

В последние годы в российских школах наблюдается печальная тенденция к сокращению числа произведений старой доброй русской классики и к замещению их сочинениями современных писателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
10.03.2020

Приключенческая литература

Приключенческая литература – вид художественной литературы, как правило, рассказывающей об опасных приключениях или дающей читателю волнение.

История

В предисловии к «Энциклопедии приключенческой литературы» критик Дон Д’Аммасса определяет жанр так:

«Приключение – это событие или цепь событий, происходящих за пределами обычной жизни протагониста, как правило, сопровождаемые опасностью и физическими действиями. Приключенческие романы почти всегда разворачиваются стремительно, а темп повествования, как минимум, так же важна, как описание персонажей, окружение и другие элементы книги.

Д’Аммасса утверждает, что приключенческие романы делают акцент на опасности. Он утверждает, что книга Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах» — приключенческий роман, так как главные герои постоянно опасаются заключения или смерти, тогда как его же книга «Большие надежды» не является таковым, так как «стычка Пипа с заключенным – это приключения, но эта сцена – лишь способ продвижения сюжета, который, по факту, приключением не является».

Приключения были популярны уже с начала развития художественной литературы. Фактически, стандартным сюжетом средневекового романа была цепь приключений. Сам сюжет не менялся со времен Гелиодора и до появления голливудского кино: герой должен был пройти через серию приключений, прежде чем он встретит свою любовь. После этого последует разлука, а вторая цепь приключений приведет к финальному воссоединению.

Жанр остается популярным за счет изменений. Начиная с середины XIX века, с ростом популярности массовой литературы приключения стали популярным поджанром. Несмотря на использование в самом полном смысле, приключения за годы претерпели серьезные изменения, начиная от повествований о рыцарях в броне до высокотехнологичного шпионажа.

Среди примеров того периода – сэр Вальтер Скотт, Александр Дюма (отец), Жюль Верн, сестры Бронте, Генри Райдер Хаггард, Виктор Гюго, Эмилио Сальгари, Луи Анри Буссенар, Томас Майн Рид, Сакс Ромер, Эдгар Уоллес и Роберт Льюис Стивенсон.

Приключенческие романы и рассказы были популярны в американских бульварных журналах, преобладавших в американской популярной литературе между эрой прогрессивизма и 1950-мы годами. Среди них – «Adventure», «Argosy», «Blue Book», «Top-Notch» и «Short Stories». Среди известных писателей той эпохи – Эдгар Райс Бэрроуз, Талбот Мэнди, Теодор Роско, Джонстон Маккалли, Артур О. Фрил, Гарольд Лэмб, Карл Джакоби, Джордж Уортс, Джордж Суртез, Генри Бэдфорд-Джонс и Дж. Алан Данн.

Приключения часто пересекаются с другими жанрами, в частности – романами о войне, детективами, книгами о море, робинзонадами, шпионскими книгами (как и в работах Джона Бакена, Эрика Эмблера и Яна Флеминга), научной фантастикой, фэнтези (Роберт Говард и Джон Толкиен сочетали историю о вторичном мире с приключениями) и вестернами. Не все книги в этих жанрах являются приключениями. Приключенческие романы используют сеттинг и предпосылки этих жанров, но более стремительный сюжет приключений фокусируется на действиях героев в рамках сеттинга. За некоторыми исключениями (Эмма Орци, Ли Брэкетт и Мэрион Зиммер Брэдли), приключенческая литература как жанр часто пополняется авторами-мужчинами, хотя сейчас появляется все больше авторов-женщин.

Детская литература

Приключенческие книги для детей начали появляться в XIX веке. Среди ранних примеров – «Швейцарский Робинзон» Йохана Давида Висса (1812), «Дети Нового леса» Фредерика Мариетта (1847) и «Крестьянин и Принц» Гарриет Мартино (1856). Викторианская эра дала жанру развитие, во время которого Уильям Кингстон, Роберт Баллантайн и Джордж Альфред Хенти писали приключенческие книги для мальчиков. Это вдохновило писателей, обычно творивших для взрослых, начали писать книги для детей. К примеру, Роберт Льюис Стивенсон написал «Остров сокровищ» для детей. Через несколько лет после Первой мировой войны такие писатели, как Артур Рэнсом, дал жанру развитие, перенеся его действие в Британию, а не в дальние страны, тогда как Джеффри Триз, Розмэри Сатклиф и Эстер Форбс сделали исторический приключенческий роман более сложным. Такие современные писатели, как Милдред Тейлор («Гром и молнии, услышьте мой плач») и Филип Пулманн (цикл романов о Салли Локхарт) продолжили традиции исторического приключенческого жанра. Иногда детские приключенческие романы сталкиваются с такими противоречивыми темами, как терроризм («После первой смерти» Роберта Корьме 1979 года) и военные действия в странах Третьего мира («AK» Питера Дикинсона 1990 года).

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского