Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
12.06.2022

Проблема отцов и детей в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»

«Подросток» – один из лучших и сильных романов Ф. М. Достоевского, хотя современники недооценили его, сочтя сюжет хаотичным, а повествование – бессвязным. Писатель работал над этим произведением год (1874-1875 гг.) и опубликовал его в журнале «Отечественные записки». Книга тесно связана как с ранними повестями писателя («Двойник», «Записки из подполья»), так и его поздними, зрелыми романами («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»).

Главный герой – девятнадцатилетний, незаконнорожденный подросток Аркадий. Он – внебрачный сын дворянина Версилова и дворовой девушки Софьи; его формальным отцом записан старый крестьянин, ставший странником, – Макар Долгорукий. Юноша ужасно страдает от комплекса неполноценности. Ему пришлось много вытерпеть унижений и двусмысленных намёков из-за своего двойного происхождения. Из-за этого у Аркадия сложились крайне напряженные, почти болезненные отношения с Версиловым. Аркадий одновременно обожает и ненавидит его. Версилов для него эталон для подражания и враг. Это двойственное отношение героя к родителю порождает ряд острых конфликтных ситуаций, которые расстраивают и без того расшатанную нервную систему юноши.

В противовес Версилову писатель вывел в романе образ Макара Долгорукого. Этот человек из народа для автора – идеал русского духа. В нем Достоевский воплотил все лучшие качества, присущие простым людям, которых он отождествляет с дворянами, дав этому герою старинную княжескую фамилию. В отличие от родного отца Макар Иванович оказал благотворное, здоровое влияние на измученную душу подростка, обуреваемую гордыней и жаждой могущества.

К сожалению, Макар Долгорукий умер, так что Аркадий в конце снова остался наедине со своими проблемами. Версилов, который сам страдал от раздвоения личности, не мог ему помочь; более того, он сам нуждался в поддержке и лечении. К концу романа Аркадий не отказывается от своей идеи стать богатым и могущественным, но – по его собственному признанию – несколько изменил отношение к роковой мечте.

В своих душевных метаниях Аркадий чем-то похож на Раскольникова, который тоже бредил желанием стать новым Наполеоном. Но все же он не так испорчен и не переступил черту, хотя автор оставляет финал открытым, а своего героя – на распутье. Впрочем, читатель имеет основания надеяться, что Аркадий перерастет юношеский бунт и станет любящим сыном.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского