Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
31.01.2022

Проблема развития цивилизаций в труде А. Тойнби «Постижение истории»

Арнольд Тойнби – знаменитый английский историк, социолог, культуролог, философ, автор всемирно известного труда «Постижение истории», в котором подробно изложил свою концепцию локальных цивилизаций, оказавшую огромное влияние на историческую науку середины и второй половины 20 века.

Этот фундаментальный труд насчитывает 12 томов, в которых ученый рассматривает зарождение, развитие и упадок 21 цивилизаций (впоследствии он увеличил их число до 37-39); из которых 13 он считал независимыми, а остальные – дочерними.

Оригинальность концепции Тойнби заключается в том, что он главной причиной возникновения цивилизации считал ответ общества на некий вызов – природный или социальный. По мнению ученого, в борьбе с внешним давлением общество становится цивилизацией. Например, историк полагал, что выживание в трудных климатических условиях обусловило возникновение египетской и китайской цивилизаций; удары соседних обществ привели к возникновению эллинской цивилизации, а постоянная внешняя угроза стимулировала развитие русской православной и западноевропейской цивилизаций.

Исследователь полагал, что основной движущей силой развития цивилизации является творческое меньшинство, которое и отвечает на те или иные вызовы извне. Когда общество приходит в упадок и наступает регресс цивилизации, это меньшинство превращается в элиту, которая управляет уже не на основе авторитета, а с помощью силы. Ученый даже выделил неродившиеся цивилизации, к которым отнес викингов и гиксосов.

Тойнби утверждал, что цивилизации могут образовывать последовательности, которые не превышают трех. Например, ученый считал, что современная западная цивилизация возникла в результате перехода минойской цивилизации в эллинскую, которая, в свою очередь, трансформировалась в западноевропейскую.

Несмотря на фундаментальную разницу цивилизаций, Тойнби усматривал в них одну общую черту, а именно, – одинаковый ход развития – зарождение, расцвет и упадок. Сильная цивилизация, по словам ученого, устойчива во времени и пространстве, в состоянии отражать вызовы и вступать в диалог с соседними народами.

В своем труде Тойнби немало внимания уделил нашей стране. По его словам, русская православная цивилизация сложилась под постоянным внешним давлением соседних обществ – сначала монгольской, потом – западноевропейской. Историк полагал, что в 21 веке Россия наравне с Китаем и исламским миром станет главным вызовом для Западной Европы.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского