Блог издательства


«Курс русской истории» В. О. Ключевского: плюсы и минусы

«Курс русской истории» – фундаментальное исследование В. О. Ключевского, которое оказало огромное влияние на развитие отечественной исторической науки конца 19 – начала 20 века.

Читать полностью

Проблемы российского общества в «Очерках по истории русской культуры»

«Очерки по истории русской культуры» – фундаментальное исследование П.Н. Милюкова, посвящённое культурной истории России с древних времен до 20 века.

Читать полностью

Манон Леско в литературе и опере

Роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево признан классикой французской литературы. Написанный в 18 веке, он не утратил своей актуальности и популярности и в последующие века.

Читать полностью

В. Шкловский о технике писательского ремесла

В. Б. Шкловский – известный советский писатель, критик, литературовед. Его перу принадлежит замечательная книжка «Техника писательского ремесла», опубликованная в 1927 году.

Читать полностью

Топ-5 книг к Великой Победе

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» – самое трогательное произведение о Великой Отечественной войне во многом благодаря тому, что ее главными персонажами являются девушки.

Читать полностью
Другие новости издательства
16.01.2022

Проблемы «Соляриса» в литературе и кино

Роман Станислава Лема «Солярис» – признанная классика научно-философской фантастики. В своей книге писатель поднял больную тему возможности существования иноземного, инопланетного разума и его соотношения с человеческой личностью.

Автор сделал акцент на проблему взаимодействия человека с космосом и решил ее весьма неоднозначным образом. Несмотря на увлекательный сюжет, драматизм ситуации и новаторский подход, читатель все-таки не получает внятного ответа ни на один из заявленных вопросов.

В романе Лем изобразил космический разум в виде Океана на планете Солярис, с которым несколько ученых тщетно пытаются вступить в контакт. По сюжету книги Океан изощренно мучает людей, вскрывая их тайное подсознание и выводя наружу их темные секреты. Финал произведения безнадежен: главный герой опустошен после этой жестокой психологической игры, которую ему устроил Океан, и вынужден смириться с его неумолимой волей и суровым разумом, который подавил его.

История взаимодействия человека с инопланетным умом, соединенная с попыткой разобраться с самим собой, – актуальная и перспективная тема, которая мгновенно привлекла внимание не только литературных критиков и читателей, но и режиссеров. В 1972 году Андрей Тарковский снял по роману одноименный фильм, который, однако, сильно отличается от оригинала по своей идейной концепции.

Лем изобразил Океан как чужую, инопланетную субстанцию, с которой герои пытаются наладить контакт. В фильме же Тарковского космос – враждебная сила, которой противостоит планета Земля – прекрасная, добрая, любящая. И если в романе Лема главный герой остается на станции, то в фильме Тарковского он возвращается домой и даже находит в себе силы примириться с отцом, с которым долгое время не находил общего языка. Такой подход очень не понравился Лему, который даже поругался с Тарковским из-за слишком вольной интерпретации его детища.

Но спустя года Лем сменил гнев на милость – тем более, что в 2002 году вышел американский фильм Стивена Содерберга с тем же названием, который напрочь лишен философского смысла. Если Тарковский заменил научно-фантастическую основу книги символическими образами, то голливудский режиссер вообще превратил любимое детище Лема в мелодраму в космических декорациях. Писатель остался недоволен новой экранизацией еще больше, чем фильмом Тарковского: по его словам, вывод на первый план любовной линии равносилен провалу его произведения.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского