Блог издательства


Должен ли писатель в ногу с временем шагать?

Считается, что писатель – современная профессия, которая работает на злобу дня. Обычно авторы художественной прозы откликаются на запросы современности – даже в тех случаях, когда пишут исторические романы, пытаясь в прошлом найти ответы на проблемы своего времени.

Читать полностью

«Золушка» братьев Гримм vs «Золушка» Шарля Перро: какая лучше?

«Золушка» – одна из самых популярных детских сказок во всем мире. История волшебного превращения бедной, но очень доброй девушки в принцессу, до сих пор будоражит воображение как простых читателей, так и режиссеров, которые не устают снимать по ее мотивам фильмы и мультфильмы и ставить спектакли.

Читать полностью

В РАМКАХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ВЫШЛИ КНИГИ НАШИХ АВТОРОВ

Предлагаем вашему вниманию книжные новинки наших авторов:

Читать полностью

Куда катится Европа? (по книге О. Шпенглера «Закат Европы»)

Книга немецкого историософа и публициста О. Шпенглера «Закат Европы» увидела свет в 1918 году и произвела фурор в научной среде. В ней автор выдвинул необычную концепцию локальных культур, которые живут по принципу человеческого организма – рождаются, развиваются и умирают.

Читать полностью

Проблемы «Соляриса» в литературе и кино

Роман Станислава Лема «Солярис» – признанная классика научно-философской фантастики. В своей книге писатель поднял больную тему возможности существования иноземного, инопланетного разума и его соотношения с человеческой личностью.

Читать полностью
Другие новости издательства
26.05.2020

Реализм и соцреализм в литературе

Недавно термину «соцреализм» исполнилось 88 лет. Впервые его употребил И.Гронский в своей статье в «Литературке» от 23 мая 1932-го года. Главный художественный метод для советского искусства за всю свою долгую историю воплотился лишь частично, и то не в литературной среде, где он практически не прижился, а в живописи, скульптуре и некоторых других творческих областях.

Если рассматривать «соцреализм», как ответвление от, собственно, реализма, то можно отметить его изначальную неприменимость для творческого литературного процесса. Ну в самом деле, как можно писать в «социалистическом» ключе. Это все равно, что писать, например, с «футбольным» уклоном. Для этого нужен особенно «вывихнутый» мозг, коим литераторы обычно не обладают.

Тем не менее неоднократные попытки подобных «прививок» имели место быть. Так, тот же Иван Гронский, бывший во время оно крупным советским литературным деятелем пытался привязать новый термин к произведениям Максима Горького. Для чего списывался с ведущими специалистами-горьковедами, такими как А.И.Овчаренко и другими. При этом «соцреализм» в искусстве был предложен лично Иосифом Сталиным.

Максим Горький, проживший изрядную часть своей жизни на острове Капри, вернулся в Советский Союз лишь в 32-ом году прошлого века и тогда же, что называется, «благословил» новый метод творчества на 1-ом съезде Союза писателей. «Печальник горя народного» считал его не литературным направлением, но чуть ли не мистической силой для преодоления всех превратностей в судьбе человека. Это не удивительно, ведь именно Горький в свое время старался поднять человека на уровень бога, способного сотворить новый мир без страданий, болезней и смерти. Этот нюанс остался «за кадром»…

Удалось ли кому-то из писателей создать литературное произведение именно в духе «социалистического реализма» или же это была обычная реалистическая проза, остается под вопросом. Чтобы понять насколько та или иная книга соответствует этой концепции, нужно быть настоящим социалистом с уклоном в сталинизм. Мешало это развитию искусства или, наоборот, обогатило его, еще предстоит разобраться искусствоведам. Хотя, если взять множество макулатуры, написанной на производственную тему и относимую к этому направлению, то скорее мешало. Ведь многие интересные авторы или потерялись в этой массе, или были вынуждены с большим трудом «пробивать» себе дорогу.

Определенно можно сказать, что «соцреализм» воплотился в скульптуре. Мухинский монумент «Рабочий и колхозница» — это он во всей своей красе! Как и все ВДНХ. Его воплощение можно найти в фильмах Эйзенштейна и Пырьева. Архитектурные памятники советской эпохи также несут его «печать». Но в советской литературе вряд ли удастся найти нечто, хотя бы наполовину столь же грандиозное! И это при том, что именно оттуда «соцреализм» пришел в искусство…

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского