Блог издательства


Стихи поэтов-классиков в отечественном кинематографе

Советские и российские режиссеры часто вставляли в свои фильмы песни на стихотворения поэтов-классиков.

Читать полностью

Книжная культура как фактор сохранения исторической памяти

Историческая память – это совокупность сведений человечества о прошлом. Ее сохранение – важнейшее условие самоидентификации народа и его выживания…

Читать полностью

«Папин борщ»: стихи Юрия Гальцева

Известный сатирик, юморист, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев в этом году представил сборник своих стихотворений с трогательным и забавным названием «Папин борщ».

Читать полностью

Что ждать от разработки профстандарта «писатель»?

Министерство цифрового развития выступило с инициативой разработки профессионального стандарта для писателей, согласно которому эта творческая деятельность должна быть признана специальностью…

Читать полностью

Лучшие мотивирующие фильмы для писателей

Хорошие кинофильмы – один из источников вдохновения для писателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
21.12.2020

Рецепт «Обыкновенного чуда» по-советски: несколько слов о пьесе Е. Л. Шварца

«Обыкновенное чудо» — пожалуй, самая лучшая пьеса известного советского драматурга Е. Л. Шварца. Оригинальный сюжет, остроумные диалоги, глубокий философский подтекст истории, неожиданная развязка привлекают не только детей, но и взрослых, которые порой узнают в персонажах самих себя.

Шварц известен тем, что вдохнул новую жизнь в старые сказочные сюжеты. Пьеса «Обыкновенное чудо» — это история про красавицу и чудовище наоборот. Однако автор придал ей такой глубокий смысл и вместе с тем настолько приблизил ее к читателю, что произведение получилось даже интереснее своего прототипа.

В самом деле, если в оригинальной сказке ситуацию спасает лишь одна любовь красавицы к заколдованному принцу, то в истории Шварца все герои в той или иной степени приняли участие в «обыкновенном чуде», когда не только помогли Принцессе и Медведю, но и нашли свое собственное счастье. Это в равной степени относится к Хозяину- волшебнику и его жене, трактирщику Эмилю и его давней возлюбленной, придворной даме Эмилии.

Что касается Принцессы и Медведя, то они получились слишком разумными для сказочных героев. Они постоянно рассуждают о любви, жизни и смерти, анализируют собственные поступки , взвешивают все «за» и «против» — словом, старательно подготавливают «чудо», которое после их умозаключений и почти рассудочных переживаний уже не кажется таковым.

И действительно, трудно представить, что после стольких логических сентенций герои бы погибли или с ними случилось бы какое-нибудь серьезное несчастье. Сам волшебник буквально разложил по полочкам свою сказку, объяснил идею и сюжет и заранее предупредил любимую жену, а вместе с ней – и читателей, что у Принцессы и Медведя нет будущего.

Тем самым он невольно проспойлерил интригу сказки, так как читатель с трудом верит, что этот веселый бородач допустит печальный финал, и заранее готовится к сюрпризу – благо этому способствуют сама обстановка пьесы и второстепенные персонажи. Сказка про обыкновенное чудо – это своеобразное признание Хозяина в любви своей жене, значит, она априори должна иметь счастливый конец, несмотря на, казалось бы, непоправимые ситуации.

Рецепт «чуда» по Шварцу прост и сложен одновременно – это рассудочная, взвешенная любовь, лишенная сантиментов. Принцесса и Медведь, несмотря на свой юный возраст, полюбили друг друга почти как взрослые. В их отношениях нет ни тени лирики или романтики. Они подходят к своим чувствам очень взвешенно и ответственно и не впадают в безумство, которое пропагандировал Хозяин. И когда их чувства прошли испытание временем и разлукой, произошло чудо: Медведь остался человеком, потому что не одичал в одиночестве, когда Принцесса вынужденно покинула его. А девушка не разочаровалась в своей любви и была готова отдать за нее жизнь – обстоятельство, которое окончательно связало героев.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского