Блог издательства


Самые драматичные дуэли в русской классической литературе 19 века

Евгений Онегин и Владимир Ленский. Это, пожалуй, самая сильная и драматичная дуэль в русской литературе 19 века…

Читать полностью

Три английские сестры: о Джен Эйр и ее кузинах

«Джен Эйр» – известный роман английской писательницы Шарлотты Бронте, который по праву входит в золотой фонд мировой классики.

Читать полностью

«Видение розы» в литературе и балете: опыт сравнения

Стихотворение Т. Готье «Видение розы» – короткое, но очень красочное, нежное и романтичное. В нем поэт создал образ-видение цветка, который видит девушка в своих грезах после первого бала.

Читать полностью

Наполеоновское нашествие в романе «Сожженная Москва»

«Сожженная Москва» – роман писателя 19 века Г. П. Данилевского о нашествии Наполеона в Россию в 1812 году. Григорий Петрович писал эту книгу явно под влиянием эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…

Читать полностью

«Королева Марго» – самая необычная экранизация романа А. Дюма-отца

«Королева Марго» – один из лучших романов А. Дюма-отца. Харизматичные, запоминающиеся герои, захватывающий сюжет, политические и любовные интриги делают его привлекательным для читателей…

Читать полностью
Другие новости издательства
24.03.2020

Реминисценция как литературный прием

При написании своих произведений многие писатели пользуются реминисценциями. Само это слово ведет свое происхождение от латинского «воспоминания». Термин ввел в употребление известный сербский ученый Урбанчич в начале прошлого века. В качестве его синонимов можно использовать «отзвук», «намек», либо «заимствование». Начинающими писателями реминисценции зачастую употребляются в тексте непреднамеренно. Однако, опытный автор способен сознательно ввести в книгу эту образную конструкцию.

Бывают скрытые реминисценции, которые рассчитаны на узнавание читателем известных произведений. Именно в неосознанном применении этого литературного приема кроется его главное отличие от «прямой» цитаты. Также реминисценции всегда оригинальны, ибо не являются ни копированием, ни компиляцией, а их появление напрямую относится к творческому процессу.

Реминисценцией в литературном произведении считается некая отсылка к другим художественным произведениям. Так, с подобным «эффектом» можно ознакомиться в «Поэтическом словаре» А.П.Квятковского, где составитель использует в качестве примеров упоминания, которые соответствуют оригинальным фразам из литературных произведений.

С точки зрения психологии феномен реминисценции до конца не изучен. Интересно, что на появление подобного психологического эффекта напрямую влияет то, насколько изучена предварительная информация, касающаяся какого-либо объекта или субъекта. Если материал изучен недостаточно, внезапное воспоминание просто не произойдет. Например, сразу после прочтения какого-либо произведения читатель будет вспоминать исключительно по ассоциации. А вот, когда пройдет некоторое время, у него возникнет уже достаточно устойчивая логическая связь. Так, в уме человека «всплывают» некие образы, песни или стихи.

Кроме, собственно, реминисценции в литературе существует такое понятие, как «автореминисценция». В этом случае производится некий отсыл не к чужим произведениям, но к другим «вещам» того же автора. Автореминисценции использовали Пушкин и Лермонтов, Брюсов и Блок. В литературоведческом смысле реминисценции очень близка аллюзия, однако между ними есть и разница. Она заключается в том, что в первом случае это все же, скорее, отзвук некоего события, тогда как аллюзия несет в себе прямое указание на первоисточник.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского