Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
11.09.2021

Роль Василия Жуковского в русской литературе

Александр Сергеевич Пушкин считал Василия Андреевича Жуковского своим учителем. Наставник «нашего всего» написал знаменитую балладу «Светлана» и даже занимался с Александром II. Он помогал реформировать русский литературный язык, перевел «Одиссею», популяризировал в России «немецкий романтизм» и написал текст к государственному гимну «Боже, царя храни». У Жуковского были и другие заслуги и достижения, о которых сейчас редко вспоминают.

Изучение творчества Жуковского

Произведения Василия Андреевича включали в хрестоматии, которые в своих учебных процессах использовали гимназии и университеты. Жуковский повлиял на писателей и поэтов Серебряного века. Школьники в основном знают его баллады, сказочную «Войну мышей и лягушек», а также элегию «Сельское кладбище» — первое произведение поэта.

В конце 19-го – начале 20-го столетий интерес к Жуковскому стали проявлять широкие массы творческой интеллигенции, которые не только читали баллады, стихи и поэмы творца, но и изучали его биографию. О жизни Василия Андреевича первыми написали его современники. Поэзия Жуковского была тесно переплетена с его судьбой.

Три образа поэта

Литературоведы представляют Жуковского в трех образах:

  1. Творцом, который «обновил» русскую поэзию и противостоял лжеклассицизму. Научные работы об этом написали литературные историки Александр Архангельский и Василий Сиповский.
  2. «Чертовская … небесная душа», которую могут понять «немногие». Так считали Федор Тютчев и Александр Пушкин.
  3. Воспеватель Прекрасной Дамы. Этот образ Жуковского активно популяризировала Мария Протасова-Мойер. Он на долгое время стал основным.

Прекрасная Дама

В конце 19-го века вышла работа исследователя Евгения Петухова «Василий Андреевич Жуковский в Дерпте», большая часть которой описывает «душевную жизнь» поэта. Появляется здесь и Мария Протасова-Мойер. В молодости Жуковский в качестве учителя занимался со своими племянницами. Дерпт (Тарту) он последний раз посетил в 1841 году, а затем уехал жить за рубеж.

Эта трагическая любовная история, которая оставила глубокий след в сердце Жуковского, описана Александром Веселовским. Поэты и писатели Серебряного века о ней знали и перенесли это настроение в свое творчество. Так у Александра Блока, последователя Василия Андреевича Жуковского, появилась собственная Прекрасная Дама.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского