Блог издательства


Стихи поэтов-классиков в отечественном кинематографе

Советские и российские режиссеры часто вставляли в свои фильмы песни на стихотворения поэтов-классиков.

Читать полностью

Книжная культура как фактор сохранения исторической памяти

Историческая память – это совокупность сведений человечества о прошлом. Ее сохранение – важнейшее условие самоидентификации народа и его выживания…

Читать полностью

«Папин борщ»: стихи Юрия Гальцева

Известный сатирик, юморист, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев в этом году представил сборник своих стихотворений с трогательным и забавным названием «Папин борщ».

Читать полностью

Что ждать от разработки профстандарта «писатель»?

Министерство цифрового развития выступило с инициативой разработки профессионального стандарта для писателей, согласно которому эта творческая деятельность должна быть признана специальностью…

Читать полностью

Лучшие мотивирующие фильмы для писателей

Хорошие кинофильмы – один из источников вдохновения для писателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
22.11.2022

«Ромео и Джульетта» в литературе и балете: опыт сравнения

«Ромео и Джульетта» – светлая трагедия У. Шекспира. Написанная изящным сонетным языком, она в полной мере передает чувственную историю несчастной любви героев на фоне борьбы их родов. Драма настолько полюбилась зрителям, что на протяжении нескольких столетий не сходит с театральных сцен и широких экранов. Ее сюжет вдохновлял художников и композиторов, которые посвящали веронским влюбленным свои лучшие творения. В музыкальном театре наиболее известны одноименные опера французского композитора Ш. Гуно и балет советского композитора С. Прокофьева.

Музыка Сергея Сергеевича была оригинальной и новаторской. По воспоминаниям исполнительницы партии Джульетты Галины Улановой, артистам было трудно привыкнуть к эмоциональным, экспрессивным пассажам мэтра. Дело в том, что в русском балете конца 19 – начала 20 веков доминировали преимущественно лирико-романтические и сказочные сюжеты. Прокофьев же сделал ставку на реализм в его наиболее обостренной форме. Предыдущие балетные постановки истории «Ромео и Джульетты» акцентировали внимание на любовной линии героев. В том же духе выдержана и опера Гуно.

Прокофьев же не пожалел красок для изображения вражды родов Монтекки  и Капулетти. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в этом отношении он в чем-то даже превзошел Шекспира. Один знаменитый «Танец рыцарей» дорого сто́ит: буквально за пару минут он передает роковой накал страстей, который как бы предвещает трагическую развязку. Весьма красочны и выразительны сцены народных гуляний, которые передают дух кипучей городской жизни Италии эпохи Возрождения.

Балет Прокофьева построен на контрастах. Композитор постоянно сталкивает юных влюбленных с жестокой действительностью, которая оттеняет их чистую любовь. Несомненной заслугой композитора является то, что он чрезвычайно бережно и аккуратно следовал не только тексту, но и духу трагедии Шекспира, соединяя в одном музыкальном полотне драматичные и комедийные, серьезные и шутовские элементы. Благодаря такому приему характеры действующих лиц – как главных, так и второстепенных – получились яркими, выразительными, а главное, – убедительными.

В пьесе Шекспира доминирующая роль в любовной истории принадлежит Джульетте. Такую же расстановку акцентов зритель наблюдает и в балете Прокофьева, что вполне оправдано как сюжетом, так и решительным характером героини.       

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского