Блог издательства


«Арабская ночь, волшебный Восток»: пикантное очарование восточных сказок

Большинству читателей восточный сказочный фольклор знаком по знаменитому сборнику новелл «Тысяча и одна ночь». Его корни уходят в раннее средневековье (8 век), а окончательное оформление относится к 16-17 векам.

Читать полностью

Иностранцы в русской классической литературе

Большая русская классическая проза 19 века развивалась под сильным влиянием английской, немецкой, французской литературы. Поэтому неудивительно, что в произведениях писателей указанного столетия нередко встречаются герои иностранного происхождения, которые играли не только второстепенную, но и ключевую роль в сюжете.

Читать полностью

«Я протестую… что изменит он одну хотя бы запятую»: проблемы редакторской работы

Редактор – это литературный работник, отвечающий за стилистическую, грамматическую, техническую обработку текста. В наше время в связи с бурным развитием информационных технологий эта профессия быстро набирает популярность.

Читать полностью

Жанр «слова» в древнерусской литературе

Слово – особый жанр древнерусской литературы, возникший почти сразу после Крещения Руси в 988 году. Его особенности определяются новой религией – православием – в которой «слово» имеет особое, духовно-нравственное и догматическое значение.

Читать полностью

В книжной серии «Библиотека классической и современной прозы» вышла книга писателя Сергея Панова «Милый Чоп»

«Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков» представляет новую книгу Сергея Панова «Милый Чоп»!

Читать полностью
Другие новости издательства
13.11.2020

Русская литературная критика 19 века

Русская литературная критика 19 столетия – уникальное явление общественной жизни нашей страны в дореволюционную эпоху. Возникнув в первые десятилетия века, она вышла далеко за рамки литературных изысканий и сильно, эмоционально влияла на умы молодых дворян, студентов-разночинцев и даже государственных деятелей. Проблемы, поднимаемые критиками, касались не только художественных особенностей произведений выдающихся писателей золотого века, но и путей развития России, ее исторического прошлого и ближайшего будущего.

Большинство школьников знает В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, как остроумных наблюдателей над российской действительностью вообще и отечественной литературой 19 века – в частности. Их меткие определения классических произведений вошли в сокровищницу русской мысли и цитируются до сих пор. Вслед за Белинским мы называем роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»; по примеру Добролюбова многие считают Катерину «лучом света в темном царстве» и повторяют высказывание Писарева о совпадении в образе Базарова воли и знаний.

Заслуга этих авторов в том, что они буквально в одно десятилетие подняли молодую российскую литературную критику до уровня художественного искусства. Их статьи настолько стилистически хороши, что не менее интересны, чем критикуемые ими шедевры известных писателей.

Но помимо упомянутых авторов, имена которых у всех на слуху, в 19 веке трудились и другие критики, которые не переносили на бумагу весь свой азарт и литературный пыл. Их сочинения менее эффектны, но зато спокойны, неторопливы и даже лиричны. Они как бы напоминают читателю о другой стороне русской классической литературы – ее монументальном величии и непреходящем философском значении.

Таковы, например, статьи П.А. Вяземского, И.Ф. Анненского, И.А. Гончарова. Их критические литературные очерки не менее глубоки, чем, например, труды «неистового» Виссариона; но их общий тон в целом спокоен, наблюдения остроумны, но не язвительны и менее едки. Картина русской критики была бы неполной без учета их работ.

Литература 19 века многим обязана своим молодым, горячим и даже не всегда справедливым рецензентам. Именно они как положительными, так и отрицательными отзывами подчеркивали ее значение и для издателей, и для читателей. Поэтому в школах параллельно с лучшими произведениями классиков изучают и современную им критику.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского