Блог издательства


Искусство изучения прошлого в книге Марка Блока «Апология истории»

Марк Блок – известный французский историк, основатель школы анналов. Заслуга этого ученого заключается в том, что он сделал человека главным объектом исследования в исторической науке. Чтобы изучить, а главное, – понять прошлое, нужно, в первую очередь, узнать, как мыслили и чем жили люди той или иной эпохи. Это поможет историку уяснить смысл и значение источника – как письменного, так и материального.

Читать полностью

На дыбе, или апология Петра Первого в романе А. Толстого

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» считается эталоном исторического романа не только в советской, но и российской литературе. По охвату событий, эпичности и глубокой проработке персонажей с ним может поспорить, пожалуй, только эпопея Льва Толстого «Война и мир».

Читать полностью

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Читать полностью

Книга «Пиши, сокращай» – ориентир для копирайтера?

Книга «Пиши, сокращай» – пожалуй, самый популярный бестселлер по теме мастерства написания рекламных, продающих, коммерческих и информационных текстов. Ее авторы – Максим Ильяхов, создатель популярного сервиса «Главред», ректор Школы редакторов, и Людмила Сарычева, писательница и преподавательница Школы редакторов.

Читать полностью

Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью
Другие новости издательства
21.07.2020

Символика цветов в литературных произведениях

С давних времен человек интересовался различными растениями, нередко приписывая им свои собственные качества. Возможно, это связано с магическим мышлением, бытовавшим в более ранние эпохи? А может быть использование растений знахарями наложило на людское восприятие свой отпечаток? И то, и другое имеет место быть. Но, определенно можно сказать, что писателей и поэтов это поветрие также не обошло стороной.

Из сохранившихся литературных источников одним из самых известных является миф о Нарциссе, сохранившийся с античных времен. Юноша влюбился в самого себя, увидев свое отражение в воде. Бесконечно любуясь собой, он забыл обо всем на свете и через некоторое время умер. А цветок, названный за красоту нарциссом, с тех пор стал символизировать абсолютный эгоизм и ложные надежды…

Александр Сергеевич Пушкин также был не чужд флористической символики. Поэт любил цветы и в своих произведениях нередко придавал им тайный смысл. Достаточно сказать, что по частоте употребления в его стихах бесспорным лидером стала «роза». Так или иначе, но он употребил название этого цветка почти 90 раз. Образ розы для Александра Сергеевича символизировал не только женскую красоту, но и желание творить, молодость, любовные чувства, саму жизнь и печаль о ее бренности.

Из более ранних произведений можно отметить Уильяма Шекспира, «вложившего» цветы в руки Офелии, которая весьма символично раздавала их другим персонажам шекспировского «Гамлета». Хотя, сам Шекспир не оставил на этот счет каких-либо определенных указаний, литературоведы провели аналогию со значением каждого цветка, которое тот имел в его время. Они сделали реконструкцию событий в пьесе, связанных с «раздачей» цветов. После этого, например, фиалки стали обозначать верность и любовь, а также символ душевной чистоты, а другие растения обрели свою символику.

Сирень можно вспомнить в связи с романом «Обломов», где ее веточка стала олицетворением завязки романтических отношений между Обломовым и Ольгой. В начале та ждала его признания и, не дождавшись, бросила сирень, которую несла в руках. А в самом конце Ольга сравнивает увядшее чувство с этим же растением, которое потеряло жизненную силу.

Все, кто читал «Мастер и Маргарита», помнят знаменитую фразу мастера об «отвратительных желтых цветах». Булгаков явно не любил мимозы, хотя они действительно появляются в России одними из первых весенних цветов. При этом автор счел нужным упомянуть их в своем романе — Маргарита встретилась Мастеру именно с букетом мимоз… Так этот цветок стал символом роковой любви с оттенком мистицизма…

Все «большие» писатели так или иначе использовали образы цветов и растений в своих произведениях. Тут можно упомянуть и чеховский «Вишневый сад», и «Маленького принца» Экзюпери, и многие другие знаменитые «вещи». Люди любят цветы, и их символизм помогает лучше понять и описать события, происходящие в книге, а также чувства героев произведения.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского