Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
12.02.2022

Современный язык в исторической прозе: за и против

Исторический роман – специфический жанр художественной литературы, который чаще всего оказывается под прицелом как критиков, так и читателей из-из того, что претендует на достоверность изображаемых событий.

В первую очередь, их интересуют факты, действующие лица, обстановка, которые, к сожалению, очень часто далеки от реальности. Немаловажную роль в исторических романах играет язык персонажей, который по всем правилам должен быть аутентичным изображаемой эпохе.

И здесь автор сталкивается с трудной дилеммой: вкладывать ли в уста своих героев оригинальную речь описываемого времени в угоду исторической действительности или пойти навстречу читателям и осовременить диалоги? Даже человек, далекий от литературы, сразу ответит, что большинство писателей идет по последнему пути, который кажется беспроигрышным по нескольким пунктам.

Во-первых, никто не станет читать художественную книгу, написанную языком даже не очень далекого 18 века. Современный русский язык – преемник русской литературы 19 века, поэтому вчитываться в сложные лексические словосочетания эпохи барокко могут лишь энтузиасты. В данном случае писатели идут по пути наименьшего сопротивления и вкладывают в уста своих персонажей современную речь.

Во-вторых, писатели и читатели при всем старании не могут в полной мере проникнуться мыслями и чувствами героев минувших эпох. Поступки людей прошлого, их образ жизни, привычки порой вызывают недоумение и непонимание, поэтому многие авторы стараются сократить временну́ю дистанцию хотя бы с помощью языка.

С другой стороны, речь персонажей – одна из главных характеристик их образа. Речь – это способ выражения мыслей, поэтому герой прошлого не может выражаться концентрированным современным языком – это вызовет комический эффект. Поэтому наиболее талантливые авторы пытаются найти золотую середину между лексиконом прошлого и настоящего. И некоторым это блестяще удалось.

Самый яркий пример – повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Известно, что Александр Сергеевич является создателем современного русского литературного языка. Описывая события 18 века, он сумел найти тонкую грань между языком этого столетия и современной ему речью, которая понятна и близка читателю 21 века. Его герои говорят настолько живо, искренно и выразительно, что это произведение до сих пор читается на одном дыхании.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского