Новости издательства


Газеты «КоммерсантЪ», «МК» и НИА «Интерфакс» рассказали о книге нашего автора Татьяны Нимас

Книга полна необычайными сюжетными поворотами, которые не дадут Вам с ней расстаться ни на минуту. Одесский колорит, герои, которые станут для Вас родными. Вместе с ними Вы преодолеете беды и невзгоды, будете вместе с ними смеяться и сопереживать их утратам.

Читать полностью

Княжна Мери vs Вера в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Княжна Мери и Вера – героини, которые раскрывают Печорина с двух разных, совершенно неожиданных для читателей и него самого сторон. А между тем у этих женщин есть немало общего: обе молоды, знатны, красивы, богаты и имеют определенный вес в обществе. По мужу Веры они даже приходятся дальними родственницами, хотя вряд ли были хорошо знакомы. Однако несмотря на указанные черты сходства, героини по сути являются антиподами, что во многом определило отношение к ним Печорина.

Читать полностью

Мистический жанр в кино и литературе

Существует такой жанр литературы, как мистика, где автор берет реально происходивший случай с мистическим уклоном, либо кажущийся таковым, и расписывает его подробнейшим образом в меру сил и разумения. Нередко материал может быть интересен сам по себе. В другом случае талант писателя позволяет придать размах внешне непримечательному событию…

Читать полностью

Последовательное безумие женитьбы Фигаро

Пьеса известного французского драматурга П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» – пожалуй, одна из самых веселых и остроумных комедий мировой литературы. Несмотря на явный социально-политический пафос (в произведении недвусмысленно высмеиваются дворяне и восхваляются ловкость, ум и предприимчивость третьего сословия в лице бывшего севильского цирюльника Фигаро), история головокружительной свадьбы главного героя на очаровательной девушке Сюзанне до сих пор развлекает не только читателей, но и меломанов – любителей известной оперы В.А. Моцарта.

Читать полностью

Поэты, не пришедшие с войны

В литературе на военную тему, особенно если это касается Великой Отечественной, нередко фигурирует сюжетная линия, связанная с обнаруженной автором или его героем сумкой с полевой почтой. Часто она прострелена, побита осколками и имеет высохшие следы крови. Когда некто находит эту сумку, совесть заставляет его найти не только адресатов этих писем, но и тех, кто их написал. В этом случае от того, кто нашел ее, требуются недюжинное терпение и незаурядные детективные способности.

Читать полностью
Другие новости издательства
12.10.2019

Типы композиции и речь персонажа

    На уровне сюжетной композиции эпизоды можно разобрать на те, что происходят непосредственно, т.е. «сценические», и те, что идут где-то в далеком прошлом или «за сценой», т.е. «внесценические». Это разделение — самое общее, однако оно ведет к более подробной классификации всех вариантов композиции. Наибольшее распространение получили три ее типа:

1. Простая. Эта композиция напоминает нитку с бусинами. При этом происходит наслоение эпизодов относительно некоего предмета, героя или события. Этот метод как следует проработали еще в русских сказках, где все повествование ведется относительно одного героя (Ивана-дурака).

Когда нужно добыть что-то редкое, например, жар-птицу, Иван идет  в поход. И происходит наслоение дальнейших событий вокруг него. На том же принципе построено и некрасовское произведение «Кому на Руси жить хорошо». Пока мужики ищут свое счастье, автор «успевает» провести своеобразную экскурсию по всей матушке Руси, ещё и с интродукциями в прошлое.

2. Усложненная. В этом типе композиции основной персонаж также находится в самом центре развития событий. При этом у него имеются взаимоотношения с другими героями, происходят разные конфликтные ситуации, появляются дополнительные сюжетные ответвления, которые сплетаясь воедино создают основную композицию произведения. Так построена композиция в «Евгении Онегине», «Отцах и детях» и т.д. Подобная композиция имеет наибольшее распространение при создании произведения.

3. Сложная. Подобной композицией отличаются романы-эпопеи, типа «Войны и мира», «Тихого Дона» или произведения, где сплелись воедино многочисленные линии сюжета, картины и явления, типа «Преступления и наказания». Тут основные линии сюжета то «сбегаются» вместе, то расходятся, то идут параллельным «курсом». В сложной композиции есть и наслоения, и ретроспективы.

    Нередко основным приемом для создания композиции является контраст, который дает возможность реализоваться замыслу писателя. С помощью этого приема построен толстовский рассказ «После бала». Здесь все построено на контрастах: и сцена бала, и экзекуции. У Льва Николаевича этот прием структурно выдержан и является идейно-решающим. Противопоставление «Старухе Изергиль» дает Горькому возможность воплощения в литературном произведении своего идеала прекрасного.

    К особенным приемам для создания композиции можно отнести повествование, при котором рассказ ведется от лица самого писателя, примером может послужить чеховский «Человек в футляре», от лица главного героя в лесковском «Очарованном страннике», от лица лирического героя в есенинском стихотворении «Я последний поэт деревни…», от лица «народного сказителя» в уже упомянутой некрасовской поэме. Все эти нюансы обладают своей авторской мотивацией.

    В литературное произведение можно включить разнообразные отступления, добавочные эпизоды и развернутые описания. Благодаря этим элементам развивающееся действие хотя и несколько задерживается, зато появляется возможность более подробно описать своих персонажей, более полно раскрыть авторский замысел и подробно пересказать свои основную идею.

    Сам процесс повествования в художественном произведении можно выстроить по хронологии событий. Однако, несмотря на это, композиция литературного произведения может определяться исключительно логическими требованиями идейно-психологических качеств главного героя. Ведь только благодаря им он может показать читателю всю свою многогранность.

    Слова, используемые в контексте литературного произведения, должны подчиняться строгому художественному замыслу автора. Они неотъемлемы от системы образов и характеров героев, также как и от композиции. Ведь слово употребленное может дать совершенно разный стилевой эффект в зависимости от контекста. Для сравнения можно взять Макара и Иудушку в известном произведении, где один вполне искренен, используя уменьшительно-ласкательные слова, а другой по своей сути — «плотоядный» лицемер.

    Если взять другой пример, то в комедийном произведении Грибоедова «Горе от ума» речь наиболее полно выражает идейное содержание персонажей. Чацкий, например, говорит также, как и пишет. Именно по этой причине его реплики столь остроумны и наполнены яркими эпитетами и сравнениями. В его речи очень много поэтических фигур – многоточий, смысловых тире, восклицательных и вопросительных знаков.

А Фамусов весьма просторечен и архаичен по той простой причине, что источником информации ему служат пожелтевшие газеты былых времен. Также и влюбленная Софья не считает нужным стесняться своей любви к персонажу Молчалина, который как раз любит «подлаживаться» под конкретного собеседника, изменяя стиль своей речи.

    В эпосе задает тон повествовательная речь. В лирике чаще всего преобладает один речевой тип. А драма наиболее разнообразна в этом плане, так как там «говорят» разные герои.

Приключения Кати и Марка в Снежной стране. Книга четвёртая

На ладожских ветрах

Гука и шмель. Рассказы

Девочка из пробирки

Огнедышащий

Все бывает…