Блог издательства


Стихи поэтов-классиков в отечественном кинематографе

Советские и российские режиссеры часто вставляли в свои фильмы песни на стихотворения поэтов-классиков.

Читать полностью

Книжная культура как фактор сохранения исторической памяти

Историческая память – это совокупность сведений человечества о прошлом. Ее сохранение – важнейшее условие самоидентификации народа и его выживания…

Читать полностью

«Папин борщ»: стихи Юрия Гальцева

Известный сатирик, юморист, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Гальцев в этом году представил сборник своих стихотворений с трогательным и забавным названием «Папин борщ».

Читать полностью

Что ждать от разработки профстандарта «писатель»?

Министерство цифрового развития выступило с инициативой разработки профессионального стандарта для писателей, согласно которому эта творческая деятельность должна быть признана специальностью…

Читать полностью

Лучшие мотивирующие фильмы для писателей

Хорошие кинофильмы – один из источников вдохновения для писателей.

Читать полностью
Другие новости издательства
03.03.2020

Тоска по Персии

Недавно «Вече» напечатало весьма познавательную книгу «Русские поэты и Иран». Ее автор Сергей Дмитриев пытался разобраться почему столь многие русские поэты буквально грезили о далекой иранской земле. Будучи профессиональным историком и путешественником, он тем не менее сумел весьма увлекательно изложить много новых и доселе неизвестных сведений по этому вопросу. 

Что знает большинство людей про «иранский след» в русской литературе? Максимум то, что Грибоедов был послом в Тегеране, и его там убили религиозно настроенные фанатики. Собственно, из дипмиссии уцелел только секретарь Иван Мальцов. Это была настоящая бойня, однако, как известно, «русские не сдаются», и Грибоедов, и остальные сражались до последнего… Потом в качестве компенсации за это, иранский шах отправил русскому царю редкостный по красоте алмаз, названный «Шахом». Камень до сих пор должен находиться в кремлевском Алмазном фонде…

Однако, С.Дмитриев не до конца соглашается с этой версией и предпочитает «копать» дальше. По его информации, уничтожение русского посольства было спланированной акцией, которая была на руку англичанам, как раз начавшим терять свое влияние на иранского шаха. Автор пытается убедительно обосновать свою версию произошедших событий, и нельзя сказать, что ему это не удается. Также выясняется и любопытная подробность про алмазный «подарок». 

Оказывается Иран выплачивал репарации по Туркманчайскому мирному договору на общую сумму примерно в 20 миллионов тогдашних серебряных рублей. Это были просто громадные деньги. Так что иранский шах вовсе не собирался оплачивать гибель поэта, а лишь хотел уменьшить очередной платеж в 2 миллиона рублей. В принципе, его затея увенчалась успехом — царь, в результате, простил ему целых 4 миллиона серебром. Понятно, что без политики здесь никак не обошлось: русские как раз воевали с турками и лишний противник был бы очень некстати… 

Или вот другой интересный момент — Александр наш Сергеевич по этому поводу обронил один известный и грустный афоризм на тему того, что «…мы и ленивы, и нелюбопытны». Пушкин дружил с Грибоедовым и после его ужасной смерти сильно жалел, что тот не оставил никаких записок, и сказал о том, что друзьям следовало бы написать его биографию. При этом поэт заметил, что замечательные люди в России уходят, не оставляя следов… 

В своем «Путешествии в Арзрум» Пушкин написал о том, как встретил гроб погибшего собрата по перу на узкой горной дороге. Что это? Легенда или так и было на самом деле? Дмитриев в своей книге пишет, что событие имело место, но в другом горном районе…

Лермонтова, судя по всему, также весьма интересовала личность автора «Горя от ума». Он не только посещал его место захоронения в Тбилиси, но и старался узнать о нем как можно больше. А «персидская» тема в творчестве Михаила Юрьевича также имеет место быть. Ведь куда отправился Печорин? В Иран. И умер он также по дороге оттуда. 

Историк, написавший книгу, задается вопросом: чем же так привлекала русских литераторов эта загадочная страна? Их тянуло туда словно магнитом… Там побывали и В.Хлебников, и В.Каменский, и В.Шкловский, и В.Иванов и Р.Гамзатов… Есенин просто грезил этой страной и, доехав лишь до столицы современного Азербайджана, тем не менее написал свои чудные «Персидские мотивы». Такая же странная ностальгия по Персии чувствуется и в стихотворении Гумилева про «персидскую миниатюру», которой он мог бы стать после смерти…

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского