Блог издательства


«Курс русской истории» В. О. Ключевского: плюсы и минусы

«Курс русской истории» – фундаментальное исследование В. О. Ключевского, которое оказало огромное влияние на развитие отечественной исторической науки конца 19 – начала 20 века.

Читать полностью

Проблемы российского общества в «Очерках по истории русской культуры»

«Очерки по истории русской культуры» – фундаментальное исследование П.Н. Милюкова, посвящённое культурной истории России с древних времен до 20 века.

Читать полностью

Манон Леско в литературе и опере

Роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево признан классикой французской литературы. Написанный в 18 веке, он не утратил своей актуальности и популярности и в последующие века.

Читать полностью

В. Шкловский о технике писательского ремесла

В. Б. Шкловский – известный советский писатель, критик, литературовед. Его перу принадлежит замечательная книжка «Техника писательского ремесла», опубликованная в 1927 году.

Читать полностью

Топ-5 книг к Великой Победе

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» – самое трогательное произведение о Великой Отечественной войне во многом благодаря тому, что ее главными персонажами являются девушки.

Читать полностью
Другие новости издательства
04.05.2022

В чем опасность фэнтезийного переложения истории

Фэнтези – относительно молодой жанр, который, тем не менее, уже успел стать важной частью современной массовой культуры. Его сюжеты, герои, идеи, приключения отсылают читателей и зрителей во времена средневековья, эпоху рыцарей, эпичных боев, красочных костюмов и декораций. К сожалению, потребители этого продукта не задумываются об опасности искажения исторических реалий авторами в угоду эффектам и экшену.

Автор «Песни льда и пламени» Дж. Мартин признает, что при создании своего знаменитого цикла вдохновлялся историями о двух войнах – Столетней и Алой и Белой роз в Англии. И действительно, специалисты нашли в его книгах немало отсылок к реальным историческим событиям, которые с легкой руки писателя получили новое, более красочное и зловещее звучание.

Главная проблема подобного литературного подхода – это обесценивание исторического материала в угоду вкусам читательской аудитории. Да, все знают, что средневековье – суровая эпоха, которая оставила по себе довольно тяжелые воспоминания; но вместе с тем это было время не только разгула тёмных страстей (как это показано в фэнтезийных книгах), но и формирования национальных государств, которые составляют основу современной Европы. В фэнтезийных же произведениях так много магии, волшебных артефактов и фантастических существ, что историческая составляющая сюжетов полностью обесценивается и обнуляется. В результате персонажи, одетые по соответствующей моде, оказываются лишь актерами определенного сословия или расы, но никак не героями своего времени.

Современное фэнтези – это по сути тот же боевик в псевдоисторических декорациях. Читатель ждет от такого сюжета, в первую очередь, увлекательного действия и минимум философии. Известен древний афоризм, что история – учительница жизни. Разумеется, никто не ждет от фэнтези каких-либо нравоучений, но все же его сюжеты должны хотя бы отчасти соответствовать духу исторических источников (средневековых баллад, рыцарских романов, старинной поэзии), которым они формально пытаются подражать.

Впрочем, фэнтези – это жанр, который может пробудить интерес к истории у подрастающего поколения. Хоть и в искаженной, но все же красочной форме оно повествует о «делах давно минувших дней» и «преданиях старины глубокой», которая подчас кажется скучной современному школьнику на страницах учебника.


Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского