Блог издательства


Дробление действительности и времени в «интеллектуальном романе»

Ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов породили кризис общественного сознания.

Читать полностью

Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью
Другие новости издательства
14.03.2022

В чем опасность жанра автофикшн?

Автофикшн – современный литературный жанр, который в последние годы стремительно набирает популярность во всем мире, в том числе, – в России.

Термин принадлежит французскому писателю Сержу Дубровскому, так как именно во Франции это новое направление возникло и развивалось, пока через англоязычных авторов не распространилось по всему миру.

Главная особенность автофикшена – акцент писателей не на сюжете и цельных персонажах (как в старой доброй классике), а на своих беспорядочных эмоциях и мелких эпизодах из жизни, которые сами по себе не имеют никакой художественной ценности.

Авторы нового жанра принципиально отказываются от традиционной трехактной структуры текста и акцентируют внимание на потоке сознания. К удивлению большинства филологов и литературных критиков, автофикшн быстро завоевывает популярность на книжном рынке. А между тем специалисты бьют тревогу: по их словам, увлечение этим жанром в корне обесценивает хорошую прозу и дискредитирует культуру чтения.

Во-первых, автофикшн рассчитан исключительно для развлечения. Впрочем, этой «проблемой» страдают многие литературные произведения, в том числе, – признанные классикой. Однако эти книги имеют внятный сюжет и интересных, харизматичных персонажей, которые пережили свое время. В то время как истории в жанре автофикшн даже не пытаются быть оригинальными, потому что их авторы слишком много внимания уделяют самим себе, своим впечатлениям, чувствам, переживаниям. А хорошее произведение требует меры, и опытный писатель всегда умеет остановиться при любых описаниях – внешности, событий, чувств и т.д.

Во-вторых, автофикшн – слишком неопределенный жанр, который, похоже, до сих не определился со своими художественными особенностями. Писатели чувствуют себя в его рамках настолько свободно, что смешивают в одной книге элементы рассказа, дневников, мемуаров, писем и даже поэзии. Такой подход вносит неразбериху в и без того запутанный текст.

И, наконец, третья, и, пожалуй, главная проблема автофикшена – это отсутствие ограничений в творческом процессе. Часто авторы этих книг не стесняются и без прикрас описывают то, что – по словам известной русской поговорки – не принято выносить из избы. Это закономерно приводит к скандалам – как в личной, так и общественной жизни. Но современное общество настолько непритязательно к литературе, что автофикшн прочно завоевал место на книжном рынке.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского