Блог издательства


Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью

Должен ли писатель в ногу с временем шагать?

Считается, что писатель – современная профессия, которая работает на злобу дня. Обычно авторы художественной прозы откликаются на запросы современности – даже в тех случаях, когда пишут исторические романы, пытаясь в прошлом найти ответы на проблемы своего времени.

Читать полностью

«Золушка» братьев Гримм vs «Золушка» Шарля Перро: какая лучше?

«Золушка» – одна из самых популярных детских сказок во всем мире. История волшебного превращения бедной, но очень доброй девушки в принцессу, до сих пор будоражит воображение как простых читателей, так и режиссеров, которые не устают снимать по ее мотивам фильмы и мультфильмы и ставить спектакли.

Читать полностью

В РАМКАХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ, ПОЭТОВ И ПРОЗАИКОВ ВЫШЛИ КНИГИ НАШИХ АВТОРОВ

Предлагаем вашему вниманию книжные новинки наших авторов:

Читать полностью

Куда катится Европа? (по книге О. Шпенглера «Закат Европы»)

Книга немецкого историософа и публициста О. Шпенглера «Закат Европы» увидела свет в 1918 году и произвела фурор в научной среде. В ней автор выдвинул необычную концепцию локальных культур, которые живут по принципу человеческого организма – рождаются, развиваются и умирают.

Читать полностью
Другие новости издательства
29.04.2020

В чем проблема Гамлета?

В театральных кругах в ходу анекдот о том, что любой состоявшийся актер мечтает сыграть Гамлета. Причина такого интереса к шекспировскому герою проста: датский принц настолько интересен и неоднозначен, что способен заинтриговать даже самого равнодушного читателя или зрителя. Он силен и слаб, активен и пассивен, романтичен и насмешлив, нежен и дерзок, смел и не уверен одновременно.

Резкие вспышки негодования Гамлета (горький монолог героя о быстром замужестве матери после смерти его отца) сменяются дружеской беседой (с Горацио и его спутниками), язвительные намеки (разговор с Полонием) – шутливым настроением (прием бродячей труппы актеров в Эльсиноре). Буквально в считаные секунды герой меняет свои решения, которые имеют принципиальное значение для развития сюжета (пытаясь убить короля в отместку за отравление отца, Гамлет в последний момент отступает, когда увидел, что тот молится).

В чем же причина таких резких перепадов настроения героя? Другими словами: в чем проблема Гамлета, который на протяжении всей пьесы мечется между двумя крайностями – отчаянной решительностью и мучительными сомнениями? Ответ прост и парадоксален одновременно: противореча сам себе, Гамлет, тем не менее, остается удивительно цельной и по-своему гармоничной натурой. Выражаясь фигурально, он настолько последователен в своей неопределенности, что даже перед лицом смерти остается на психологическом распутье, так и не найдя ответа на вопрос: «Быть или не быть?».

Литературные критики объясняют метания героя переломной эпохой, в которой он жил: начало XVII века – это кризис гуманизма, когда вера в торжество человеческого разума постепенно сменялась знаменитым постулатом Гамлета о человеке как «квинтэссенции праха». Но нельзя забывать и о личной драме героя, которая понемногу сводила его с ума еще до мнимого безумия. Гамлет слишком хрупок и чувствителен: он обостренно реагирует на малейшие проявления лжи, лести и подлости в людях (в этом отношении он похож на принцессу из пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо», которая упала в обморок, обнаружив, что ее отец способен говорить неправду).

После трагической смерти отца Гамлет как бы заново открыл для себя мир: он понял, что женщины непостоянны в чувствах, друзья предают, а окружающие играют на лучших чувствах в своих интересах. Подобные переломные моменты бывают в жизни каждого человека; вероятно, поэтому Гамлет так узнаваем и популярен как у читателей, так и исполнителей его роли.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского