Блог издательства


«Горит, горит звезда моих полей»: очарование лирики Н. Рубцова

Николай Рубцов – один из лучших советских поэтов, автор замечательных лирических стихотворений, посвященных Родине: ее людям и красоте природы.

Читать полностью

Самые драматичные дуэли в русской классической литературе 19 века

Евгений Онегин и Владимир Ленский. Это, пожалуй, самая сильная и драматичная дуэль в русской литературе 19 века…

Читать полностью

Три английские сестры: о Джен Эйр и ее кузинах

«Джен Эйр» – известный роман английской писательницы Шарлотты Бронте, который по праву входит в золотой фонд мировой классики.

Читать полностью

«Видение розы» в литературе и балете: опыт сравнения

Стихотворение Т. Готье «Видение розы» – короткое, но очень красочное, нежное и романтичное. В нем поэт создал образ-видение цветка, который видит девушка в своих грезах после первого бала.

Читать полностью

Наполеоновское нашествие в романе «Сожженная Москва»

«Сожженная Москва» – роман писателя 19 века Г. П. Данилевского о нашествии Наполеона в Россию в 1812 году. Григорий Петрович писал эту книгу явно под влиянием эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…

Читать полностью
Другие новости издательства
21.01.2023

В чем проблема «падающего» Блока в Петербурге?

В январе этого года в Санкт-Петербурге поставили первый большой памятник самому петербургскому поэту России – Александру Блоку. Композиция скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина сразу вызвала бурю критики в свой адрес. Памятник Блоку – это бронзовая фигура высотой 3,5 метра на гранитном постаменте, которая отдаленно напоминает человека. Тело укутано в большую шинель, из-за которой голова кажется непропорционально маленькой. Но главная проблема памятника – его наклон на 45 градусов, так что в Сети только ленивый не сравнил его с Пизанской башней.

Судя по гневным, ироничным и возмущенным комментариям, петербуржцы недовольны творением Ротанова. Замысел скульптора остался за кадром, хотя официальные объяснения с его стороны все-таки прозвучали. Евгений Ротанов заявил, что этот памятник – его личное представление о поэте, которое перекликается со строками поэмы «Двенадцать»: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». По словам скульптора, Блок представлялся ему сосредоточенным, углубленным в себя поэтом, который ничего не замечает вокруг себя, чем и обусловлена его падающая походка. Но жители просвещенной столицы не поняли юмора и продолжают негодовать. И их можно понять: бесформенная фигура, которая, кажется, вот-вот упадет на любопытного зрителя или случайного прохожего, меньше всего отвечает среднестатистическому представлению россиян о Блоке.

Да, при жизни поэт не пользовался безусловным признанием публики. После публикации поэмы «Двенадцать» многие коллеги и друзья отвернулись от него. И для многих современных читателей он остается летучим голландцем на просторах России. Но все же талант поэта никто не оспаривает; его стихотворения включены в школьную программу; следовательно, Александр Александрович имеет право если не на любовь россиян, то хотя бы на их уважение.

Падающую же композицию, установленную на улице Декабристов, где Блок провел последние годы жизни, трудно назвать данью уважения к поэту. Люди пишут, что этот монумент дискредитирует образ русской классической литературы вообще и личность Блока – в частности. Остается лишь надеяться, что появление подобного памятника всколыхнет интерес россиян к творчеству Блока. Возможно, теперь многие читатели снисходительно отнесутся к туманным, символическим пассажам поэта, которые казались им непонятными в школьном возрасте.

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского