Блог издательства


Искусство изучения прошлого в книге Марка Блока «Апология истории»

Марк Блок – известный французский историк, основатель школы анналов. Заслуга этого ученого заключается в том, что он сделал человека главным объектом исследования в исторической науке. Чтобы изучить, а главное, – понять прошлое, нужно, в первую очередь, узнать, как мыслили и чем жили люди той или иной эпохи. Это поможет историку уяснить смысл и значение источника – как письменного, так и материального.

Читать полностью

На дыбе, или апология Петра Первого в романе А. Толстого

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» считается эталоном исторического романа не только в советской, но и российской литературе. По охвату событий, эпичности и глубокой проработке персонажей с ним может поспорить, пожалуй, только эпопея Льва Толстого «Война и мир».

Читать полностью

Литературные мастер-классы: плюсы и минусы

В последние годы многочисленные литературные площадки организуют семинары, мини-курсы и мастер-классы по писательскому мастерству.

Читать полностью

Книга «Пиши, сокращай» – ориентир для копирайтера?

Книга «Пиши, сокращай» – пожалуй, самый популярный бестселлер по теме мастерства написания рекламных, продающих, коммерческих и информационных текстов. Ее авторы – Максим Ильяхов, создатель популярного сервиса «Главред», ректор Школы редакторов, и Людмила Сарычева, писательница и преподавательница Школы редакторов.

Читать полностью

Как и во что играет человек? (По книге Й. Хейзинги «Человек играющий»)

Известный голландский философ, культуролог, историк Йохан Хейзинга в своей знаменитой работе «Человек играющий» предложил оригинальную концепцию игрового характера культуры. По мнению ученого, очень многие действия человека имеют игровой характер.

Читать полностью
Другие новости издательства
15.01.2022

«Время соборов» – общественное мировоззрение в архитектуре

Жорж Дюби – известный французский историк-медиевист 20 века, изучавший средневековое мышление, искусство, структуру феодального общества. «Время соборов» – одна из лучших книг в его библиографии, которая переведена на русский язык и пользуется спросом у российских читателей благодаря оригинальной теме и красочному, доступному литературному языку.

В центре внимания автора – отражение религиозного и общественного мировоззрения средневековых людей в архитектуре. Книга охватывает средневековую эпоху – с 10 по 15 века и делится на три части – в зависимости от того, кто являлся двигателем культурного развития в Западной Европе (в первую очередь, – во Франции). По мнению автора, в раннее средневековье главным центром образования и искусства являлись монастыри, а монахи были создателями и вдохновителями так называемой романской архитектуры – низких строений с толстыми стенами. Дюби отмечает, что уже в 11-12 веках культурная жизнь сосредоточилась в городах, а новым религиозным центром стал городской собор в стиле готики. И, наконец, в 13-14 столетиях, по наблюдению историка, произошло обмирщение культуры, и дворец стал средоточием искусства и культуры.

Дюби полагал, что культура – удел представителей высших слоев общества (священнослужителей, королей, богатых землевладельцев-феодалов), а среднее (горожане) и нижнее (крестьяне) сословия подготавливали социально-экономическую базу для грандиозного строительства монастырей, соборов, а впоследствии – королевских и придворных дворцов.

По словам автора, в раннее средневековье (в 10-11 века) в обществе доминировало мистическое умонастроение, что обусловило ведущую роль монахов и монастырей в жизни людей. Жители этой эпохи ценили постоянную молитву и ежедневные богослужения, поэтому церковь получала большие пожертвования, за счет которых строились обители, где монахи регулярно служили мессу.

Дюби полагает, что уже в 12-13 веках на смену мистическим ожиданиям и страхам пришла логика. Городская интеллигенция обратилась к изучению фундаментальных богословских вопросов, и ее умственные и душевные труды и колебания нашли отражение в сложных по своей архитектурной форме соборах в готическом стиле.  

И, наконец, в позднее средневековье, по наблюдению историка, началось обмирщение культуры. Теперь на первый план вышла придворная жизнь с пышным церемониалом, для которой строили красивые дворцы. Таким образом, Жорж Дюби проследил изменение архитектурных форм средневековой Европы в зависимости от общественного сознания.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского