Блог издательства


Проблемы «Соляриса» в литературе и кино

Роман Станислава Лема «Солярис» – признанная классика научно-философской фантастики. В своей книге писатель поднял больную тему возможности существования иноземного, инопланетного разума и его соотношения с человеческой личностью.

Читать полностью

«Время соборов» – общественное мировоззрение в архитектуре

Жорж Дюби – известный французский историк-медиевист 20 века, изучавший средневековое мышление, искусство, структуру феодального общества. «Время соборов» – одна из лучших книг в его библиографии, которая переведена на русский язык и пользуется спросом у российских читателей благодаря оригинальной теме и красочному, доступному литературному языку.

Читать полностью

Тинтин – любимый герой приключенческих комиксов

Тинтин – главный герой серии комиксов бельгийского художника Жоржа Реми, выступавшего под псевдонимом Эрже. Тинтин – репортер, путешественник и частный сыщик в одном лице. Вместе со своим очаровательным фокстерьером Снежком он участвует в необыкновенных приключениях, достойных пера Жюля Верна.

Читать полностью

В рамках пакета продвижения «Стандарт» зарегистрировано имя нашего автора Григория Хайта в международной системе ISNI

Ознакомиться с пакетами продвижения Общенациональной ассоциации молодых музыкантов, поэтов и прозаиков можно здесь  на 15 странице.

Читать полностью

Вкусная новинка: книга рецептов Анны Нетребко

Известная оперная певица Анна Нетребко признана лучшим сопрано мира. Дива и королева сцены постоянно удивляет своих преданных поклонников не только новыми музыкальными партиями, красочными нарядами и очаровательными и дерзкими сюрпризами на сцене, но и кулинарным искусством.

Читать полностью
Другие новости издательства
12.02.2020

Вселенная Говарда Лавкрафта, или что такое Космицизм?

Космицизм – литературная философия, разработанная и использованная американским писателем Говардом Лавкрафтом в своих причудливых рассказах. Лавкрафт был автором глубоких и философских страшных рассказов, включавших такие оккультные явления, как одержимость духами, и смешение с инопланетянами, а темы его сочинений со временем сделали свой вклад в развитие этой философии.

Философия космицизма утверждает: «Не существует какого-либо осознаваемого божественного присутствия, как, например, Бога, во вселенной, а люди – чрезвычайно незначительно в огромной схеме межгалактического существования». Наиболее известная тема – страх человечества из-за своей незначительности перед лицом несравнимо большей Вселенной, страх перед космической пустотой.

Космицизм и гуманизм – несочетаемы. Космицизм многое делит с нигилизмом, хотя главное отличие – в том, что космицизм склонен подчеркивать незначительность человечества и его поступков, вместо общего отказа от возможного существования во имя высшей цели (или целей). К примеру, в мифах Ктулху это – не отсутствие понимания причины страха у главных героев, а их понимание, что у них нет никакой возможности изменить что-то в огромной, безразличной, окружающей их Вселенной. В рассказах Лавкрафта любой смысл или цель, которые можно вкладывать в действия вселенских существ, недоступны для людей.

Космицизм Лавкрафта стал результатом полного презрения ко всему религиозному, его чувства экзистенциальной беспомощности человечества перед лицом того, что он называл «бесконечными пространствами», открытыми научной мыслью, и его веры в то, что человечество было полностью во власти пустоты и широты космоса. В его книгах эти идеи часто исследовались с долей юмора («Герберт Уэст – Реаниматор» 1922 года), через фантастические сновидения («Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» 1927 года) или в Мифологии Ктулху («Зов Ктулху» 1928 года и другие). Распространенными темами, связанными с космицизмом Ктулху в его творчестве, являются незначительность человечества во Вселенной и поиск знания, ведущий к катастрофе.

Лавкрафтовские персонажи известны своим сумашествием, вызванным появлением неевклидовой геометрии. Его книги также вызывают ужас у читателя (как в «Ужасе Данвича» или «Дагоне»), изображая нечто, как ужасную угрозу человечеству. Возможно, это – отражение наших личных взглядов, зачастую – ограниченных и параноических.

Космический индифферентизм

Хоть космицизм и является глубоко пессимистичным, Лавкрафт не считал себя ни пессимистом, ни оптимистом, а скорее, «научным» или космическим» индифферентистом, выражая это в своих книгах. В его книгах люди зачастую лишь мишени для могучих существ и других внеземных сил, которые не сколько безжалостны, сколько безразличны к людям. Это безразличие – важный мотив в космицизме.

Известный специалист по творчеству Лавкрафта С. Т. Джоги утверждает, что «Лавкрафт постоянно участвовал в (боле или менее) занятных дебатах на тему религии с некоторыми коллегами, в частности – с набожным автором и учителем Морисом У. Мо. Лавкрафт был ярко выраженным атеистом. Он считал религию не только лживой, но и опасной для социального и политического прогресса».

Более того, космицизм Лавкрафта – отнюдь не религиозен, а лишь является версией механистического материализма. Следовательно, Лавкрафт использовал философию космического индифферентизма. Он верил в бессмысленную, бездушную и небрежную Вселенную, которую люди с их ограниченными способностями могут до конца не понять. В его мировоззрении не было места религии, не поддерживаемой научно. Непостижимые, космические силы в его историях относились к людям так же, как люди – к насекомым.

Несмотря на личную нерелигиозность, Лавкрафт использовал в творчестве разных «богов», особенно – в мифах Ктулху для разъяснения космицизма. Однако он не считал их не сверхъестественными существами, а инопланетянами, понимающими и подчиняющимися естественным законам, кажущимися магией для людей. Они, несмотря на опасность для людей, не изображены, как добрые или злые, а человеческие суждения о морали не имеют для них значения.

Фактически, они живут в измерениях, недоступных человеческому пониманию. В качестве символа они представляют ту Вселенную, в которую верил Лавкрафт. Хотя часть этих существ обладают (а некоторые – и создают) культы для поклонения, большая их часть столь равнодушна к людям, что не обращают на них какого бы то ни было внимания.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского