Блог издательства


Элементы антиутопии в произведениях Л. Петрушевской, А. Кабакова, Т. Толстой

Антиутопия – жанр литературы, который – в отличие от утопии – рисует крах  идеалов и доказывает невозможность построения общества на основе несбыточных мечтаний.

Читать полностью

«Никто не забыт, ничто не забыто»: поэзия Великой Отечественной войны

Лирика 1941–1945 годов – яркое явление в советской поэзии. Помимо патриотического пафоса она обращает на себя внимание рядом литературных достоинств

Читать полностью

Главные черты французского «романа-реки»

«Роман-река» – общее название для литературного направления во Франции конца 19 – 20 века, которое пришло на смену реализму.

Читать полностью

Секреты литературного мастерства от Б. Снайдера

Блейк Снайдер – голливудский сценарист, автор бестселлера «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства».

Читать полностью

Софокл – трагический поэт эпохи расцвета Афин

Софокл (5 век до нашей эры) – самый известный древнегреческий поэт периода расцвета афинской демократии в так называемый «век Перикла»

Читать полностью
Другие новости издательства
17.10.2021

«Я – Франсуа, чему не рад»: сатирическая философия в поэзии Франсуа Вийона

Франсуа Вийон – известный французский поэт 15 века, предвозвестник художественной литературы эпохи Ренессанса. Его сатирические стихотворные произведения – баллады, рондо, песенки – полны едкого сарказма, мрачного цинизма и гротескного, бытового юмора, который впоследствии в полной мере наполнит произведения Франсуа Рабле.

Вийон прожил бурную жизнь: он получил хорошее образование, стал известным поэтом, но вместе с тем бедствовал, попадал в тюрьмы из-за уличных потасовок, участвовал в краже и был на волосок смерти. Эти драматичные перипетии оказали большое влияние на его творчество. Его лирика в буквальном смысле бросает вызов обществу, из которого поэт постоянно выпадал: «смотри, как всеми я покинут!», – горько восклицал он в одном из стихотворений.

Поэзия Вийона насыщена грубым площадным юмором и неприглядными бытовыми зарисовками, которые могут шокировать утонченного читателя. Часто поэт пускается в подробные описания домашних и пищевых отходов, неприглядных перемен во внешности человека, страшных картин смерти и тления. Подобные мрачные зарисовки были близки и понятны средневековому человеку середины 15 века, познавшему ужасы только что закончившейся Столетней войны, голода и нищеты.

Сквозь эти удручающие описания прорываются мучительные размышления Вийона о смысле жизни и близости смерти. При виде печальных останков он, словно Гамлет, отчаянно пытается понять смысл человеческого существования на этой земле: «Я вижу черепов оскалы… Кто были вы?». Это восклицание очень похоже за знаменитые сентенции датского принца над черепом шута Йорика.

Тема жизни и смерти красной нитью проходит через самое известное произведение Вийона – «Завещание». У поэта сформировалось противоречивое отношение к смыслу человеческой судьбы на земле. Понимая неизбежность смерти, он с жаром призывает своих читателей наслаждаться земными благами; но в то же время чувство неотвратимого конца подавляет его и снова повергает в отчаяние.

Горький смех и грубая самоирония – защитная реакция лирического героя произведений Вийона перед лицом смерти. Будучи приговоренным к казни, которой он чудом избежал, поэт написал такие едко-ироничные слова: «Я – Франсуа, чему не рад». Эта насмешка над самим собой звучит едким рефреном во многих его произведениях. Например, составляя свое поэтическое «Завещание», Вийон с угрюмой иронией упоминает «имущество»: пустой кошелек, пивную кружку, вывеску из кабака. Гротескная поэзия Вийона оказала большое влияние на французскую литературу эпохи Возрождения; в первую очередь, – на творчество К. Маро, Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольера.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского