Блог издательства


В начале было кофе. Часть 2

Еще один аргумент в пользу мужского рода у кофе – аналогия со словом «напиток» – тоже несостоятелен. Да, иногда родовые понятия влияют на род: бри мужского рода, потому что это сыр, салями женского, потому что это колбаса…

Читать полностью

Стал известен окончательный список номинантов на ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРНУЮ ПРЕМИЮ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

Премия учреждена с целью поиска и поощрения талантливых авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества и внести существенный вклад в сохранение и развитие российской и мировой художественной литературы.

Читать полностью

В начале было кофе. Часть 1

Мужской род «кофе» объясняют обычно так:
Слово сначала вошло в русский язык в форме «кофий» или «кофей», а впоследствии видоизменилось и превратилось в «кофе», но мужской род унаследовало. Поэтому правильно говорить только «вкусный кофе».

Читать полностью

Критика «теории относительности Сократа» в пьесе Аристофана «Облака»

Комедия известного древнегреческого автора Аристофана «Облака» (написана в V в. до н.э.) посвящена критике философии так называемых софистов, которые отрицали наличие объективных знаний и утверждали принцип относительности буквально всего – жизненных событий, научных фактов, верований, которых придерживались древние греки.

Читать полностью

Народный юмор в «Сказе про Федота стрельца, удалого молодца» Л. Филатова

«Сказ про Федота-стрельца удалого молодца» — самое известное произведение в творчестве поэта и актера Л. Филатова. Написанное в духе русской сказки, оно, тем не менее, отражает время, современное автору.

Читать полностью
Другие новости издательства
20.11.2020

Жанр «слова» в древнерусской литературе

Слово – особый жанр древнерусской литературы, возникший почти сразу после Крещения Руси в 988 году. Его особенности определяются новой религией – православием – в которой «слово» имеет особое, духовно-нравственное и догматическое значение. Наши предки верили, что оно наполнено глубоким моральным смыслом и поэтому особенно чтили произведения данного жанра.

Поначалу слова предназначались для небольшого устного выступления. Их целью было прославить Бога, веру, церковь, а также выразить почтение и уважение князьям. Но благодаря достаточно быстрому развитию письменности в Древней Руси эти речи стали записываться и переписываться книжниками, которые украшали их тонкими, изящными лексическими и поэтическими оборотами.

Древнерусские слова были наполнены глубокими религиозными и философскими рассуждениями. Одно из таких произведений – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (11 век). Это – проникновенное, серьёзное и вдумчивое рассуждение о Ветхом и Новом Заветах – животрепещущая тема для молодой христианской Руси. Также автор восхвалил князя Владимира, крестившего русский народ, и его сына Ярослава Мудрого.

Слова – не только религиозно-нравственный, но и исторический источник. Их авторы как описывали, так и осмысливали ключевые моменты прошлого и настоящего – принятие православия, походы князей, строительство церквей и монастырей.

Например, знаменитое «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе этого князя на половцев. И хотя он закончился неудачно (войско было разбито, а Игорь попал в плен), тем не менее, автор прославляет идею единой русской земли. Это торжество выражается в описании побега князя и его возвращения на Родину.

«Слово о погибели Русской земли», написанное в 13 веке после нашествия хана Батыя и разорения многих княжеств и городов, – это эпическое, монументальное, но вместе с тем грустно-лирическое рассуждение о Руси, ее истории, природе. Автор горько сетует, что его любимая Родина была опустошена врагами. Это слово – ценный исторический памятник об одном из самых трагических моментов прошлого Руси.

Произведения рассматриваемого жанра отличаются кратким, но выразительным, насыщенным языком. Это объясняется отношением наших предков к слову, которое они в буквальном смысле воспринимали на вес золота. Поэтому авторы никогда не позволяли себе ничего лишнего и писали лишь по делу, что придает особую выразительность их произведениям.

Пресс-служба ОАММПП

Семь пробоин в борту «Ледокола», или кто повинен в разжигании пожара Второй мировой войны?

Светский иконостас Николая Симкина. Художественно-философская интерпретация 16 живописных полотен

Поэтические размышления

Волшебное лекарство

Шаман

Записки полковника Крыжановского